Первая
Такая, на которых тренер показывает и рассказывает участникам, как работает та или иная теория на практике. Либо он делится личным опытом.
Вторая
Другая – на которых тренер сталкивает участников с проблемами и трудностями, с которыми они сталкиваются каждый день в работе и жизни. Участники не видят вариантов решения таких проблем, постоянно повторяя одни и те же паттерны поведения. На этих тренингах участники приобретают новый опыт. Они находят свои оригинальные способы разрешать возникающие проблемы в работе и в жизни.
Тренеры часто называют первую группу – «Кормление». Вторую же – «Порождающее обучение». В первом случае тренер восполняет теоретический дефицит знаний и опыта участников. Он дает им ответы на их вопросы. С «Кормления» участники уходят воодушевленными и позитивно настроенными, так как получили ответы на волнующие их вопросы. Во втором случае участники сами обучаются, как быть с той или иной проблемой, а роль тренера – «подсветить» ее.
Что лучше работает?
Условно, в первой группе тренингов человеку, который не умеет кататься на велосипеде, объяснят, как это делать. Он останется доволен от того, что теперь знает, что делать. Однако, сев на велосипед, не сможет применить приобретенные теоретические знания и упадет. Во второй группе тренингов человека посадят на велосипед. Тот, падая и вставая, получит представление, как именно ему ехать на велосипеде. Человек научится управлять им, балансировать, рулить, тормозить и проезжать препятствия.
«Порождающее обучение» намного эффективнее для организаций в наше время. Оно поможет участнику понять, как он может адаптироваться к окружающему миру. Такое обучение не учит реагировать на гипотетические события, которые, скорее всего, никогда произойдут.